Используемые технологии строительства дорог
Значительный рост количества легковых и грузовых автомобилей заметно повысили нагрузку на городские улицы и загородные трассы. Поэтому для обеспечения большей долговечности покрытия сейчас всё чаще применяются новые строительные технологии, не требующие так часто выполнение ямочного ремонта, как при обычном асфальтировании. В настоящее время технология строительства дорог имеет заметные различия в зависимости от класса дороги и её важности для передвижения транспорта. Наиболее популярными технологиями, используемыми в дорожном строительстве, являются:
- асфальтовое покрытие;
- асфальтобетонное покрытие;
- бетонное покрытие;
- железобетонные плиты;
- грунтовая дорога.
Этапы и технологии строительства дорог
Выбор технологии строительства автомобильных дорог зависит от нескольких факторов, основополагающими из которых являются бюджет строительства и интенсивность движения транспорта. Для строительства крупных скоростных магистралей, соединяющих регионы страны между собой, более эффективна технология с применением бетонного или асфальтобетонного покрытия. В отличие от щебня, бетонная основа обладает намного большим уровнем прочности и износостойкости, что даёт возможность эксплуатировать дорогу без капитального ремонта намного дольше, чем при обычном асфальтовом покрытии.
В свою очередь, для строительства дорог с низким уровнем интенсивности намного более выгодна традиционная технология строительства дорог, с применением слоя крупного щебня в качестве основы и асфальта. Независимо от используемой технологии дорожно-строительные работы состоят из нескольких этапов, выполняемых последовательно:
- Разметка территории будущего строительства.
- Снятие грунта.
- Укладка геотекстиля, отсыпка щебнем или заливка бетонной основы с армированной сеткой.
- Укладка асфальтового покрытия в один или несколько слоёв.
- Утрамбовка асфальта дорожной техникой.
- Строительство бетонных бордюров и отбойников.
- Благоустройство территории вдоль построенной автомобильной трассы.
Поскольку бетонные дороги в нашей стране не так сильно распространены, чаще всего для трассы, которая в будущем предполагает наличие высокой интенсивности движения, в том числе большегрузного транспорта – основного врага целостности дорожного покрытия, применяется асфальтобетонная технология строительства дорог. Она предполагает использование крупнозернистого и мелкозернистого асфальтобетона, нескольких слоёв мелкого и крупного щебня, обработанного вяжущими веществами, слоя из песка и земляного грунта.
Достаточно часто, с целью снижения себестоимости новой дороги, построенной на месте старой, применяют ресайклинг – относительно новую технологию строительства дорог, предусматривающую переработку старого покрытия из асфальта и щебня для использования его в качества дополнительного слоя дорожного подушки. Переработка старого асфальтового покрытия производится непосредственно на месте строительства – для этого используются специальные машины – ресайклеры. Стоит всегда учитывать, что современная дорожно-строительная техника в последние годы стала намного более автоматизированной и многофункциональной, что позволяет заметно улучшить результат строительства дороги. Единственный недостаток такой техники – её сравнительно дорогая стоимость.