Автомобильные дороги давно стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Они пронизывают города, позволяя на огромных скоростях перемещаться из одного конца города в другой. Они служат связующими артериями между населенными пунктами. Они были необходимы человеку с самых древних времен – и век за веком технологии строительства дорог непрерывно совершенствовалась, приведя нас в итоге к тому, что мы имеем сегодня.
Что же представляет из себя процесс строительства автомобильных дорог сегодня? Безусловно, строительство дорог – процесс непростой, состоящий из нескольких важных этапов, на каждом из которых от его участников требуется максимум профессионализма и аккуратности.
Работа над строительством дороги начинается с разработки проектной документации. Она проходит государственную экспертизу, после чего заказчик выбирает организацию-подрядчика, которая будет выполнять строительные работы. Подрядчик также отвечает за подготовку всей необходимой документации для начала работ.
На следующем этапе начинаются подготовительные работы на местности: это и освоение территории, по которой пройдет будущая дорога, и перенос коммуникаций, и, разумеется, устройство земляного полотна. Это один из самых важных этапов, аккуратно регламентируемый проектной документацией – вплоть до указаний того, где надлежит брать грунт для насыпей. Тип грунта при этом выбирается в зависимости от природно-климатических условий региона.
Отсыпка насыпей осуществляется послойно – для лучшего уплотнения грунта. Автогрейдер разравнивает грунт, затем его, слой за слоем, уплотняют с помощью грунтового катка.
После работы над земляным полотном приходит очередь так называемой дорожной одежды – т.е. специальной конструкции, которая состоит из подготовительного слоя под асфальт и непосредственно самого асфальтобетона.
Как правило, материалом для подготовительного слоя служит щебеночно-песчаная смесь (передробленный каменный грунт, смешанный с песком), а толщина этого слоя составляет 10-12 см. Процесс создания этого слоя практически не отличается от предыдущего. Точно таким же образом, как и при работе над земляным полотном, происходит послойная укладка материала с последующим уплотнением каждого слоя.
Материалом для верхнего слоя дорожной одежды обычно служит асфальтобетон, в состав которого входят щебень, песок и битум. Здесь стоит отметить, что верхний слой, как правило, подразделяется на два слоя, различия между которыми заключены в толщине, а также типе использованного асфальта. Нижний слой выполняется из так называемого пористого асфальтобетона, а вот для верхнего слоя используется только плотная асфальтобетонная смесь, включающая в себя только мелкий щебень (щебень мелкой фракции, 5-20 мм). При этом толщина нижнего слоя составляет в среднем 7 см, верхнего – не менее 4 см.
При работе с каждым слоем важно следить, чтобы уже готовый слой был тщательно очищен от постороннего мусора и пыли, которые могут помешать образованию сцепления между слоями. Также выполняется проливка битумом, обеспечивающая лучшее сцепление слоев. Работа над каждым слоем завершается уплотнением с использованием трех асфальтовых катков, каждый из которых имеет разный вес: начинают с наименее тяжелого и двигаются по возрастающей.
Заключительным этапом строительства становится обустройство новой дороги. На этом этапе происходит установка барьерных ограждений и сигнальных столбиков, нанесение разметки, установка всех необходимых дорожных знаков.
Процесс строительства находится под постоянным надзором заказчика: отслеживается соблюдение всех нормативов, соответствие проектной документации и т.д. После завершения строительных работ, а также проверки качества новой дороги, происходит подписание акта приемки в эксплуатацию. Этим и знаменуется завершение строительных работ, а дорога считается готовой и поступает в эксплуатацию.