Люди строили дороги с древнейших времен. Известно, что уже в Древнем Египте существовали надежные дороги. На протяжении столетий человечество совершенствовало технологии дорожного строительства, создавая в итоге все более надежные и долговечные дороги. Однако заветной целью было не только качество дорог – технологии дорожного строительства требовали усовершенствования и упрощения, иными словами – механизации. Трудно поверить, но вплоть до конца XIX века работа на всех этапах производилась вручную, несмотря на то, что это был трудоемкий и исключительно тяжелый труд.
Первые предпосылки механизации дорожного строительства относятся к середине XIX века. В работу внедряются такие новшества, как паровые лопаты – экскаваторы (1835 г.), камнекольные машины (1840 г.) и камнедробилки (1858 г.). В 1830 г., в связи с созданием водосвязного шоссе были созданы первые механические катки, пришедшие на замену прицепным. В 1875 г. построен первый грейдер-элеватор, в 1887 г. – первый грейдер на конной тяге. Однако применение всех перечисленных новшеств все еще носило скорее единичный характер, о повсеместном их внедрении говорить еще рано.
Настоящее начало механизации дорожного строительства относится к первым десятилетиям XX века. В этот период получают широкое распространение простейшие машины на конной тяге, такие, как скреперы-волокуши, утюги, грейдеры и грейдеры-элеваторы. Успешный опыт их применения привел к интенсивному развитию механизации дорожного строительства в 1920-1940 гг. Тяговыми средствами для дорожных машин становятся гусеничные тракторы, колесные тягачи и грузовые автомобили. Значительно расширяется перечень машин, задействованных в дорожном строительстве: тракторные бульдозеры и грейдеры, прицепные колесные скреперы, моторные катки, асфальтосмесители, распределители щебня, асфальтоукладчики, финишеры для сооружения бетонных покрытий, автогудронаторы, плужные снегоочистители, монтируемые на гусеничных тракторах и грузовых автомобилях, различные машины для эксплуатации и ремонта автомобильных дорог и т.п.
В дальнейшем, в 1940-1960 гг. создаются и вводятся в эксплуатацию высокопроизводительные дорожные машины, среди которых бульдозеры, автогрейдеры со всеми ведущими колесами, асфальтосмесители (производительность до 400 т/ч), укладчики дорожно-строительных материалов одновременно на всю ширину покрытия (от 7,5 до 12 м), и т.д. В течение следующих десятилетий эффективность дорожной техники продолжает неуклонно расти, но теперь это происходит главным образом благодаря автоматизации управления и контроля. Автоматизация позволила значительно упростить управление машинами, что не замедлило положительно отразиться на выработке и качестве производимых работ.
Появление автоматики дало возможность создавать комплекты машин для выполнения законченных технологических и строительных процессов: возникают автоматизированные асфальтобетонные и цементобетонные заводы, машины для поточного производства различных работ (в том числе по сооружению конструктивных слоев дорожной одежды) и т.п. Возникают также машины для осуществления ремонта современных дорожных покрытий.
В наши дни непрерывное совершенствование качества машин продолжается. Современные технологии позволяют значительно увеличить их надежность и долговечность. Основной вектор развития современной дорожно-строительной техники – это создание мобильных заводов и автоматизированных комплектов машин для разного рода узкопрофильных работ, которые к тому же задействуют разные источники энергии.