История дорожного строительства берет начало в глубокой древности. Археологические находки позволяют с уверенностью утверждать, что в даже в Древнем Египте существовали вполне благоустроенные улицы с каменным покрытием.
Большой вклад в развитие дорожного строительства внес Древний Рим. Не случайно пословица гласит, будто «все дороги ведут в Рим» - в древние времена так все и было! Мало было просто завоевывать новые земли – требовались качественные пути сообщения, связывающие их со столицей империи. Таким образом, уже в V в. до н.э. в Риме существовали законы, регулирующие размеры проезжей части улиц и предписывающие устройство проходов между домами. Кроме того, стало обязательным сооружение тротуаров во всех римских городах.
Из чего же делались древнеримские дороги? Главным образом они слагались из точно подогнанных одна к другой каменных плит, кроме них в дело шли песок, гравий, булыжный камень и бетон.
Однако с падением Римской империи пришли в упадок и дороги. Наступали темные времена Средневековья, когда и культура, и наука сделала шаг назад. Римский опыт строительства дорог в новых условиях оказался бесполезен, и человечество на несколько веков лишилось технологии создания качественных дорог.
Новый этап в истории строительства дорог связан с возникновением и развитием капитализма. Меняющийся ритм жизни, рост городов, развитие торговли и предпринимательства – все это вновь требовало наличия надежных путей сообщения, и они, разумеется, появились. Во второй половине XVIII века Пьер Трезаге, французский инженер, разработал новую, отличную от римских, и более экономичную конструкцию дорожной одежды. Стоит упомянуть, что дороги тогда создавались с учетом особенностей гужевого транспорта, поэтому уже век спустя, с появлением первых автомобилей, существующие технологии оказались устаревшими. Автомобильный транспорт требовал совершенно другого подхода к строительству дорог, и это повлекло за собой возникновение целого ряда решений и технологий, среди которых – широкое внедрение в практику дорожного строительства вяжущих материалов.
На рубеже XIX и XX веков потребность в асфальте вполне удовлетворялась природным материалом. Однако уже к 20-ым годам XX века, в связи с широким развитием автомобилизма, потребовалось резко увеличить выработку вяжущего материала и вместе с тем снизить его стоимость. Эти факторы обусловили создание и стремительный рост промышленного производства нефтяных битумов. В то же самое время в городах стали появляться и цементобетонные дорожные одежды. Все это вместе заложило базис для технологий, которые используются в дорожном строительстве и по сей день.
Дальнейшее развитие дорожного строительства характеризуется, в первую очередь, развитием дорожно-строительной техники и комплексной механизацией работ. Многочисленные научные разработки в области строительства дорог позволили добиться высокого качества, а также повышения долговечности дорог.